"Дурочка и зэк" в Московском театре "Школа современной пьесы"


В «Школе современной пьесы» ставят спектакль про дурочку


Пьеса «Дурочка и зэк» вошла в десятку лучших по мнению жюри Международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Эта история – то ли комедия положений, то ли мелодрама. Поначалу смешно. А потом очень грустно. Она – дурочка. В хорошем смысле слова. В том, что это не оскорбление, не обидное прозвище, а диагноз. Ударилась головой во время аварии – вот и стала дурочкой. А до этого была умная, даже очень: училась на философском факультете университета. И вот куда-то весь ум испарился. И память. И умение анализировать события жизни. Короче все испарилось. А осталось одно: желание любить и быть любимой.

Он – недавно освободившийся зэк, для которого воровать уже привычка. Встретив дурочку, он планирует обчистить ее, хотя брать по сути нечего: зарплата уборщицы, столовое серебро, оставшееся от погибших в той самой аварии родителей, да какая-то картина.  Поначалу все к тому и шло. Но только планируешь одно, а получается совсем другое.


Елена Милиенко

Портал «Театрал»


Материалы портала  mosblog


***

«Дурочка и зэк» - спектакль для меня лично очень метафоричный. Человек постоянно надевает на себя много масок, покрывается социальными слоями, играет роли. Он четко знает каким надо быть работником, ребенком и родителем, каким надо быть покупателем, пассажиром, водителем, каким зрителем в театре, а каким зрителем в кино и даже каким любовником. И не обнажает душу даже в ванной наедине с собой. Но чувства, эмоции, детский взгляд на мир все равно остаются, но глубоко. Как в деткой загадке - сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает - все слои нельзя снять даже к театре, потому что зрители не поверят. Так не может быть - уж мы-то знаем, мы сами такие.

Но вот режиссер выводит на сцену дурочку и зэка. И все, масок нет. И ассоциаций нет, и проекции отсутствуют. Можно играть чувствами, обнажать эмоции. Можно заставить поверить зрителя во что угодно. У дур нет хитрости, а у зэка только одна роль, он просто не успел примерить на себя все остальные. И вот на сцене два человека лишенных масок и слоев - игра началась!

А мне остается добавить, что тонкость во всем - и в одежде, и в интерьере, и в музыке и в светооформлении. И даже присутствует в спектакле кинематографичность. И как бы я не любила пьесы 20 века, эта пьеса для меня на высоте!
Спектакль начался в 8 вечера, длился не дольше полутора часов без антракта - такая театральная короткометражка. Отличный формат для нашего безумного города.

«Дурочка и зэк» - постановка, на которую стоит потратить свое время!

 

Автор: belka sosha

 

***

Что сказать про спектакль? Вызывает море эмоций, иногда на глаза наворачиваются слезы, но чаще зал взрывается хохотом или аплодисментами. История про то, что каждая женщина хочет любви, а мужчина – казаться героем в ее глазах, хотя в данном случае он полная противоположность. И даже сложно сказать, насколько нов этот сюжет. Когда герои рассказывают правду о своём прошлом, становится их безумно жаль. Для меня финал остался открытым. Возможно, они будут жить долго и счастливо, а может, больше и не встретятся.
Это был один из лучших спектаклей, которые я видела.

 

Автор: bulyukina

 

***

Cпектакль «Дурочка и зэк». Какое на вас производит впечатление такое название? Я, честно, несколько насторожилась, потому что сразу промелькнули мысли, что возможно что-то такое на психику давящее и слезу выжимающее. И, может, несколько перегруженное морализаторством, мол, как все обижают беззащитную дурочку.
Но вот я вернулась из театра, и как же здорово, что мне не нужно подбирать подходящие слова, искать какие-то специальные выражения и обороты речи. Потому что это было замечательно. Я какое-то невероятное удовольствие получила. Нет там ни морализаторства, ни слезовыжимания. А есть история про двух случайно встретившихся людей. Пересказывать сюжет - дело неблагодарное, тем более, я считаю, выложенная на сайте фабула и так слишком подробная, можно было оставить больше интриги. Она - да, дурочка, но, может быть, не настолько, насколько в этом уверены окружающие. Это, кстати, довольно ожидаемый ход. Ну а он - зек. И тут интересно. Очень часто в художественных произведениях, в постановках, подобных маргинальных персонажей выводят так, что начинаешь им как бы сочувствовать, думать, что, вот ведь, он же хороший человек, это, наверное, что-то в его жизни случилось, что он стал таким, и всё в таком духе. А тут - у меня лично и мысли не было его судьбу как-то оправдывать. Да, он вор и сам к этому целенаправленно пришел. И вот как-то они встретились и он оказывается у нее дома. И, в принципе, это история о том, как желание физического контакта превращается в желание контакта эмоционального. О том, что важно разглядеть в человеке человека, не диагноз, не образ жизни. Этот зек - ведь это, наверное, первый человек, который ее не пожалел, захотел обнять не от жалости, а от радости, что вот она - такая.
Вообще, спектакль очень живой, проносится на одном дыхании. Он местами (многими местами!) очень смешной, а местами - вдруг зал затихает. Очень здорово, что драматические моменты заканчиваются не давящей на психику паузой, а какой-то очередной нелепостью, из-за которой только-только взгрустнувший зал вновь начинает хихикать. И такие эмоциональные американские горки на протяжении всего действия.
И финал просто прекрасный. Очень светлый, но не однозначный, как неоднозначны и сами герои. А еще это спектакль про мечту. В общем, ехала я домой и непрестанно улыбалась…

Автор:
agent strekoza

 

***

 Подобрать слова не просто, это был неожиданно добрый, легкий и при этом глубокий спектакль, без намёка на грубость или пошлость, с которыми я была готова встретиться...
Постановка необыкновенная, я плакала и смеялась одновременно. Главные герои вызывают во мне столько переживаний и чувств, главное из которых - любовь, а ещё трепет, вера, восторг и отчаяние, грусть и милосердие. Знаете, может "больные люди" социально или интеллектуально, не важно! в чём-то здоровее нас "нормальных".  Какие же чистые встретились сердца и на сколько же важно, каждому из них было выразить себя, понравиться, найти в другом спасение, найти нового себя, любить!

Красивая, тоненькая, прекрасная "дурочка", до страшной аварии, в которой потеряла родителей и "голову", была умницей, писала диплом и заканчивала философский факультет университета, готова показать всё лучшее, что в ней есть. Трогательная, она спешит радовать и утешать нового друга, и зэк...вдруг! её герой, воображает себя всемогущим и важным, сначала кажется, смеётся над "дурочкой", а потом что-то в нём оживает, он чувствует тепло и открытость, и доверие... Оказывается, он способен любить, он готов...и в этом он прекрасен!
Я в большом восторге от игры актёров Татьяны Цирениной, Ивана Мамонова и Елены Санаевой, их удивительных образов. Очень впечатлили художественые средства, подобранные так тонко: игра света и тени, музыка, движения в танце, руки, какие "говорящие" были руки....а глаза...
Всё в этом спектакле органично, честно и глубоко.

 

Автор: Ксения Кинслер

 

***

Главных героев - двое, собственно те, кто в названии. Девушка, бывшая умничка, учившаяся в институте, попала в аварию, после чего стала дурочкой наивной. И только что "откинувшийся" вор. Он сразу понимает, что попал на дурочку, решает, что тут можно пожить и попользоваться ситуацией, но по ходу знакомства понимает, что она ему очень нравится. Нравится до такой степени, что он предлагает ей выйти за него замуж (хоть она и рассказала ему, что инвалид). В конце приходит опекунша девушки, выгоняет вора и жалеет племянницу, что ту все всегда обманывают. Последний крик души девушки: "Господи, почему же ты все у меня отнимаешь"... вот ком в горле, правда.
Это краткий сюжет, в спектакле масса нюансов - они в жестах, в фоновой песне, даже в молчании, в выражении лиц главных героев. Дурочку просто замечательно сыграла актриса Татьяна Циренина. С моей точки зрения, наверное, весьма субъективной, ее заслуга успеха спектакля почти 60 процентов. Актер Иван Мамонов тоже играл хорошо. Но согласитесь, простоватого вора сыграть проще, чем наивную дурочку с почти высшим образованием? А тетю и по совместтельству опекуншу девушки сыграла знаменитая Лиса-Алиса - Елена Санаева. Роль у нее небольшая, но переломная, как раз после ее появления на сцене почти светлая комедия становится практически драмой.
Очень сильные впечатления. И вот здесь уже не субъективное мнение, зрители все не отпускали актеров, несколько раз вызывая на бис.
Я действительно давно не получала такого удовольствия от спектакля. Даже не замечала плохой погоды на обратном пути, мыслями была все еще там, с наивной дурочкой, так ждущей любви, и с бедолагой-зэком, на минутку поверившему, что и у него может быть счастливая семейная жизнь.

 

Автор: Ольга Глазова