"Дурочка и зэк" в "Свободном пространстве"


Новый спектакль


Недавно началась работа над новой пьесой, которая  в марте этого года  была представлена на конкурсе драматургии «Действующие лица» в Москве и произвела там очень хорошее впечатление.


Александр МИХАЙЛОВ, режиссер спектакля:

«Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк»  это блестяще написанная комедия, а значит, прекрасная возможность для двух артистов проявить самые разнообразные грани своего дарования. Автор сочинил совершенно фантастическую историю, почти – сказку, при этом сказку абсолютно достоверную, вызывающую доверие с самого начала и  до прекраснодушного, счастливого финала.

Сюжет пьесы разворачивается вокруг ситуации встречи двух противоположностей: Добродетели и Греха; абсолютно наивной, по сути, святой  Дурочки, и с головы до ног «протатауированного» рецидивиста, законченного грешника. Автор начинает со случайного знакомства, спровоцированного  Зэком, которому некуда деваться в незнакомом городе, а заканчивает историю - счастливой любовью двух маленьких людей, которые, казалось, были уже обречены в этой жизни на одиночество и несчастье.  Оба персонажа – из категории любимых русской литературой «маленьких людей»: несчастные, неустроенные, травмированные жизнью люди. Однако, этих «маленьких людей» автор наделяет замечательными качествами. Дурочка вся наполнена Любовью и Верой, а Зэк наделен незаурядной фантазией. В чем-то, он похож на хрестоматийного Хлестакова; только опьянен Зэк не столько вином, сколько удивительно талантливой слушательницей. Как ни парадоксально, но большинство «зэковских» фантазий – это правда. Потому что если отбросить инфантильные мечты о «президентах» и «разведчиках», то все остальное – это деяния, совершенные такими же «маленькими» российскими людьми и на земле и в космосе. И любит святая Дурочка, не одного конкретного Зэка, но многих и многих его российских собратьев, любит как невеста, как сестра, как мать…

  За комедийным сюжетом в пьесе внятно и сильно звучит тема любви Родины к своим сыновьям, какими бы горькими и неудачными ни были их судьбы. Для театра, который приоритетным в своей деятельности, считает честный и глубокий разговор с молодой и юношеской аудиторией о нашей стране и ее людях, пьеса «Дурочка и зэк» - замечательная возможность для образного глубокого высказывания о России, и  ее странных детях-чудаках.


С сайта театра "Свободное пространство"


«Дурочка и зэк»: право на счастье


На каких только площадках уже не выступала труппа театра "Свободное Пространство" в ожидании окончания ремонтных работ своего родного здания. Зрители не узнают сложностей кочевых условий, потому как любимый театр продолжает радовать их новыми постановками. О второй премьере 39 театрального сезона "Свободного Пространства" смотрите наш сюжет.

Поэт, прозаик, драматург, историк кино. Автор романов «Русский садизм», «Избиение младенцев», двух сборников стихов и нескольких киноведческих книг. Владимир Лидский прежде всего известен как писатель исторической прозы, рассказывающей о периоде революции и гражданской войны. За прошедший год он написал порядка десяти пьес. Пожалуй, самая добрая и оптимистичная из них — «Дурочка и зэк»  — лауреат Международного конкурса русскоязычной драматургии "Действующие лица 2014" - ставится впервые на сцене. Мировая премьера состоялась в Орле, в театре "Свободное пространство". Вторая пройдет 17 сентября в Москве в театре "Школа современной пьесы".

На сцене два человека - он и она. Такую пару можно встретить где угодно. Но через несколько минут диалога становится ясно, что пара эта не такая уж и простая. Он - зэк, она- дурочка.

Обаяние Николая Рожкова подавляет выскальзывающие блатные нотки героя. Чрезмерная мягкость Елены Шигаповой лишь робко намекает на то, что героиня дурочка не потому, что простушка, а потому что имеет некоторые особенности, возникшие у ее героини после автокатастрофы. И это делает пьесу еще шире. Хотя тема адаптации и социализации двух людей, отвергнутых обществом, так или иначе незримо присутствует от начала и до конца спектакля, в первую очередь, это, конечно, история о любви и о том, что у каждого человека есть право на счастье.

Диалоги раскрывают характер героев. Каждый говорит в своей манере, используя какие-то специфические выражения. Поэтому режиссер спектакля Александр Солопов отталкивался от индивидуальности каждого героя.

Через тетушку в исполнении Нонны Исаевой, которая возникает во второй части, показан условный обыватель, мыслящий исключительно стереотипами, который желает добра, но бессознательно творит зло. В итоге нерациональный финал побеждает обывательщину и заставляет задуматься о том, что человек сложнее придуманных клише.

 

Анна Дулевская,

информационный портал «Истоки», Орёл


Видеосюжет по ссылке: http://istoki.tv/news/city/durochka-i-zek-pravo-na-schaste-/


Орловский театр «Свободное пространство» совсем недавно открыл сезон, а представил уже вторую премьерную работу


Спектакль «Дурочка и зэк» поставлен по одноимённой пьесе Владимира Лидского. Постановщик спектакля - харьковский режиссёр Александр Солопов.


Милосердная трагикомедия

Перед премьерой автор пьесы, писатель Владимир Лидский пообщался с орловскими журналистами. Он подчеркнул, что эта премьера - его дебют: хотя пьес в арсенале писателя около десяти, и пока только одна из них впервые поставлена на сцене. Удачливее судьба романов Владимира Лидского: «Русский садизм», «Избиение младенцев», повестей «Два солдата из стройбата», «Алебук», «Улети на небо», за которые автор награждён многочисленными литературными премиями в России и за рубежом. 17 сентября этого года премьера пьесы «Дурочка и зэк» произойдёт на сцене столичного театра «Школа современной пьесы».

- У меня не было стремления сделать узкой темой пьесы именно милосердие, - объяснял Владимир Лидский обозначенный в афише спектакля жанр - «милосердная трагикомедия». - Если смотреть более глобально - это спектакль о любви, о маленьких людях, которые живут с нами рядом - на соседней лестничной площадке. Я хотел приблизить зрителей к самим себе. Но, мне кажется, Александр Михайлов достаточно удачно определил жанр - «милосердная трагикомедия». Это действительно трагикомедия: первую часть спектакля люди смеются, последнюю - плачут.

Режиссёр-постановщик спектакля Александр Солопов рассказал, что работа с орловскими актёрами в спектакле «Дурочка и Зэк» его необычайно вдохновила. Он не был знаком с исполнителями ролей до постановки, но был приятно поражён их актёрской мобильностью.

- Не ожидал такого энтузиазма и вдохновенной отдачи, - сказал он.

Художественный руководитель и главный режиссёр театра «Свободное пространство» Александр Михайлов подчеркнул, что пьеса оказалась необыкновенно свежей и актуальной:

- Я хотел, чтобы вы обратили внимание на разные аспекты её драматургии: на тему, композицию, язык. Там есть такие слова, выражения, которые сразу, уверен, разойдутся на цитаты. Чувствуется вкус к языку, умение схватить сегодняшнюю интонацию, обработать её, сохранить её свежесть и превратить её при этом в произведение искусства.

Смех зрителей часто прерывается трогательным молчанием в зале: чувствует зритель, что не может Зэк, как ни хотелось бы, обмануть несчастную, чувствует, что проникся он к горемычной сироте.


«Дурочка и Зэк»

Сюжет спектакля «Дурочка и Зэк» прост: главная героиня (роль исполняет заслуженная артистка РФ Елена Шигапова) симпатичная 40-летняя женщина живёт в маленьком глухом городишке в одиночестве, работает уборщицей в поликлинике. Она наивна до болезненности (поэтому автор и назвал её Дурочкой). Её душа чиста и мягка, как подушки, «парящие» над сценой (художник Мария Михайлова). Случайно она знакомится в транспорте с Зэком (Николай Рожков). Тот, выдумывая всякие небылицы (и знамя Победы вешал на рейхстаге, и секретным агентом мирового правительства работал, и даже в космос летал), пытается обмануть наивную Дурочку и обокрасть её. Дурочка же, восторженно слушая о похождениях Зэка, как водится, влюбляется в него.

На сцене приятно радуют глаз оптимистичные цвета: жёлтый, оранжевый, красный. Роль мебели в квартире Дурочки играют мобильные мягкие кубы: они и стол, и стул, и кровать, а в рассказах Зэка о встрече с инопланетянами, составленные друг на друга, даже выполняют роль… марсиан. Посуду Дурочка достаёт не из шкафов, а просто снимает кастрюли и чашки с верёвки, на которую они прицеплены прищепками.

Текст пьесы блещет юмором. Особенно смешны попытки Зэка скрыть тюремный жаргон. Это потом уже он поймёт, что Дурочка верит самым невероятным небылицам, а поначалу он осторожен и «аккуратно» рассказывает, как плохо жилось ему в «одном нехорошем доме»:

- Ты знаешь, я много лет жил в таком нехорошем доме, там так много было нехороших людей… И кормили очень плохо.

Смех зрителей часто прерывается трогательным молчанием в зале: чувствует зритель, что не может Зэк, как ни хотелось бы, обмануть несчастную, чувствует, что проникся он к горемычной сироте. Когда Дурочка бежит в магазин за мороженым, Зэк, нервничая, в восторге восклицает: «Овца!» - и тут же называет… своей милой.

- Не плачь! Не надо! Мне же тоже всех жалко, у меня тоже сердце за маленьковых людей болит. Ну, не плачь! А то мне тебя тоже жалко! - жалеет Дурочка Зэка. Так начинается её любовь.

Обилие монологов в спектакле не обременяет зрителя. Трогательные признания, воспоминания звучат органично, щемяще. Елена Шигапова мастерски создаёт образ женщины-ребёнка, пусть не совсем обычной, даже в чём-то «ненормальной», но искренней, живой. Миляга в джинсовом сарафанчике, в маленьких кедиках на ногах, с аккуратными косичками на голове… её хочется пожалеть. Даже заматерелый в жизненных передрягах Зэк не может не умилиться её чистоте. Николай Рожков замечательно изображает метаморфозу в душе Зэка. Сначала он в запале чудовищно врёт, чтобы запудрить мозги Дурочке. К финалу буффонада улетучивается. Раскаявшийся в ещё не завершённом преступлении Зэк, не выдерживает гнёта совести и, уже было выбежавший из дома с серебряными ложками Дурочки, возвращается.

Надо сказать, что в спектакле тема раскаяния и преображения Зэка прослеживается более отчётливо, чем в пьесе, где финал остаётся открытым, неясным. Спектакль же заканчивается чудесной мизансценой, в которой Зэк в белом костюме на высоко поднятых руках - как драгоценный приз от жизни - несёт свою Дурочку в белой фате.


Марьяна Мищенко,

«Орёл-регион»